AENikiforova

Информационный буклет об истории античного театра для урока 24.12

Текст к буклету:
История античного театра ставит своей задачей рассмотреть, как зародился и развивался театр у двух великих народов — греков и римлян. Греческий театр достиг своего расцвета в V в. до н. э. Римский театр начал свою жизнь позднее греческого, и его расцвет приходится на середину II в. до н. э. Падение Запад¬ной Римской империи в конце V в. н. э. повлекло за собой упадок и всей антич¬ной культуры. История греко-римской театральной культуры, основанная на документальных письменных источниках, охватывает не менее чем целое тысячелетие. Античный театр — одно из самых ярких проявлений античной культуры, сыгравшей основополагающую роль в развитии европейской культурной традиции.
Греческий театр развивался в эпоху рабовладельчества. Благодаря применению в широком масштабе разделения труда между земледелием и промышленностью в рабовладельческих обществах Греции и Рима были созданы необходимые условия для расцвета культуры древнего мира. «Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки, без рабства не было бы и Римской империи. А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы.
Важнейшими источниками для истории античного театра являются, прежде всего, сами пьесы античных авторов. Не считая отрывков, до нас дошли семь трагедий Эсхила, семь Софокла и семнадцать трагедий Еврипида. От Аристофана дошло одиннадцать комедий. В общей сложности, от великих драматургов V в. до н. э. имеется всего сорок три полных пьесы.
В истории античного театра имеется одна особенность: греческая трагедия всегда построена на мифологическом сюжете. Ее действующими лицами выступают боги или герои древности: Прометей, Гермес, Афина, Артемида, Геракл и т.д. Мифология — это собрание сказаний о сотворении мира и происхождении обычаев, о богах и героях древности. У греков, как и у других народов, имелись мифы, которые рассказывали о происхождении мира и вместе с тем объясняли ряд непонятных тогда явлений природы. Почти все эти мифы дошли до нас в позднейшей переработке, и не всегда можно вскрыть их древнейшую основу. Боги и герои становятся представителями исторических сил и выступают уже как устроители общества.
Для удобства изучения мы делим историю античного театра на два больших раздела — историю греческого и историю римского театров. Зарождение греческой драмы может быть отнесено с большой долей вероятности к VII I в. до н. э. V в. до н. э. представляет самую замечательную эпоху в истории Древней Греции. Это эпоха расцвета антич¬ной рабовладельческой демократии и вместе с тем эпоха расцвета древнегреческой науки и искусства. Поэтому театр демократических Афин V в. до н. э. должен быть выделен в особый раздел. Интересно отметить, что в следующем веке искусство, и в том числе театр, сохраняет еще большую роль. Но вследствие того, что драматургия IV в. нам почти неизвестна, V и IV вв. в истории греческого театра объединены в один период. История римского театра, согласно одному свидетельству римского историка Тита Ливия, относится к 364 г. до н. э. Начало развития римского театра происходит в то время, когда греческий театр достиг уже высокой степени совершенства и когда можно было на¬ звать ряд выдающихся драматургов, создавших не только такие произведения, которые получили полное признание при жизни их авторов, но и обессмертили их имена. В II I и II вв. до н. э. театр республиканского Рима достигает своего высшего расцвета. Именно на это время падает творчество выдающихся римских драматургов — Невия, Плавта, Энния и других.
Ход социальной борьбы в конце VI и в начале V в., развитие общества и государства ста¬ вили перед афинским гражданином ряд новых вопросов, ответа на которые он уже не мог найти в современной ему лирике. До поры до времени она объясняла греку сущность окружающей его жизни, а в ряде случаев указывала да¬же, как добиться ее изменения (это можно сказать, например, о произведениях Солона). Но усложнившиеся общественные отношения в Афинах конца VI и первых десятилетий V в.— с напряженной борьбой партий, потрясающими событиями греко-персидских войн, развитием культуры и искусства — не находили с должной полнотой отражения в лирической поэзии. В условиях напряженной социальной борьбы конца VI — первой половины V в. перед каждым гражданином афинского полиса вставал вопрос о том, ка¬ кое место он должен занять в этой борьбе, о его социальном поведении. Следует отметить, что вопросы права и государства в той или иной степени затрагиваются во всех дошедших до нас трагедиях Эсхила. Касается их в своих трагедиях — особенно в «Антигоне»— и Софокл. Новые жизненные отношения требовали такого литературного жанра, который с наибольшей пол¬ нотой смог бы отразить их. Таким жанром и явилась драма. Но драма (и в первую очередь именно греческая трагедия) стала не только новым литературным жанром: она писалась специально для постановки на сцене и сделалась основой нового театрального искусства.
По мере того как новый жанр завоевывал симпатии зрителей, стали разрабатывать более сложные сюжеты. Таким образом, возникли большие лирические трагедии, части которых, однако, можно было еще легко отделять друг от друга. Подобно тому, как актер исполнял последовательно несколько ролей, хор тоже мог представлять последовательно разные группы. Диалог в ранних трагедиях мог иметь различную форму. Он мог быть чисто лирическим и состоять из попеременного пения хора и актера. Чаще всего это был обмен жалобами, патетически¬ ми вопросами, стенаниями и криками скорби, из которых в дальнейшем воз¬ник коммос — плач классической трагедии. Иногда же хор пел один, а актер пользовался речитативом, приближавшимся более или менее к декламации. Или же, наконец, запевала-корифей выступал от имени хора, и тогда между ним и актером возникал настоящий диалог.
Трагедии, как и комедии, не ставились в Греции повседневно. Тесно связанные с культом Диониса, спектакли шли только на празднествах этого бога и в его честь. В течение года справлялось несколько таких праздников, на которых и ставились драмы. Театр в Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство в лице своих должностных лиц.
По преданию, Феспид (древнегреческий поэт и драматург) был единственным актером в своих трагедиях. Партия актера, чередуясь с песнями хора, и составляла всю пьесу. Вскоре после Феспида Эсхил ввел второго актера (девтерагониста), а младший современник Эсхила, Софокл,— третьего (тритагониста). Но и после Софокла появлялись пьесы, в которых играли только два актера. Основные роли в драме исполнял первый актер (протагонист). Поэтому он один и назначался архонтом и уже сам выбирал для себя девтерагониста и тритагониста. Следствием тесной связи театра Греции с культом Диониса, а в эпоху рас¬ цвета греческой рабовладельческой демократии и со всей общественной жизнью Афин, явилось то, что актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное положение. Актером мог быть только свободный человек. Актеры, как и драматурги, принимали в V—IV вв. самое деятельное участие в общественной жизни. Их могли избирать на высшие государственные должности в Афинах и да¬же отправлять в качестве послов в другие государства.
Маска проникла в греческий театр вследствие исконной связи последнего с культом Диониса. Жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. Это мы видим еще и теперь у народов, стоящих на низкой ступени культурного развития. Исполнение женских ролей мужчинами в дальнейшем развитии трагедии было дополнительным побуждением для сохранения масок. Применение только грима не всегда могло дать желательный результат. Сами греки упоминают, что первоначально вместо маски лицо обмазывали винными дрожжами или покрывали его листьями растений. Но если происхождение маски надо искать в связи драмы с культом Диониса, то впоследствии употребление маски обусловливалось не только религиозными соображениями, но и самыми размерами греческого театра. Без маски зрители последних рядов едва ли смогли бы достаточно ясно видеть лица актеров. Маски делались из дерева или из полотна. В последнем случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось. Маски закрывали не только лицо, но и всю голову, так что волосы прически были укреплены на маске, к которой в случае надобности прикреплялась также и борода. Трагическая маска снабжалась обычно онкосом (выступом над лбом, удлиняющимся кверху), который увеличивал рост актера. Высота онкоса была различной, а на некоторых трагических масках его и совсем не было.
Костюм трагического актера состоял из хитона, который имел длинные рукава, доходящие до кисти руки. Театральный хитон опускался даже у мужчин до пят, тогда как хитон, который носили в жизни, доходил только до колен. Пояс хитона, как правило, был высоко поднят, что наряду с необычной длиной хитона увеличивало рост актера. Хитоны и плащи украшались богатыми и разноцветными вышивками, чего не было на хитонах и плащах, которые носили в жизни.
Ранее указывалось, что уже в древнейшее время в Греции исполнялись хоровые песни и пляски на праздниках в честь богов и, особенно на праздниках в честь Диониса. Для таких празднеств была необходима круглая танцевальная площадка. На ней давались и примитивные сценические представления. Такая площадка называлась «орхестрой» (от глагола ορχέομαι «танцую»). Сначала вокруг этой танцевальной площадки располагались и зрители. Но постепенно праздники становились все более блестящими, все более увеличивалось и количество зрителей на них. Поэтому для публики стали устраивать особые места, преимущественно на склонах гор или холмов. Так, в Афинах склоны Ареопага и Акрополя сами по себе представляли удобные места для зрителей. Вначале места устраивались только для должностных лиц и жрецов, но потом начали сооружать их и для остальных зрителей. Эти места шли дугообразно, замыкая орхестру. Зри¬тельные места назывались у греков θέατρον— «театрон» (от глагола θεάομαΐ— «смотрю»). Только позже слово «театр» стало обозначать все театральное здание.
Самые известные драматурги V в. до н. э. являются Эсхил, Софокл и Еврипид. Эсхил родился в Элевсине, близ Афин, в 524 г. до н. э. и умер в 456 гг. до н.э. Происходил он из знатного рода. Все его творчество носит глубоко прогрессивный характер и имеет в своей основе политические завоевания афинской рабовладельческой демократии, обеспечившие победоносное окончание войны с персами и создавшие необходимые условия для подъема культуры и искусства в первой половине V в. до н. э. Эсхил был современником, свидетелем и участником этого огромного культурного подъема, охватившего Афины после Саламинской битвы. Он дал трагедии глубочайшее идейное со¬держание, тесно связанное с запросами современной поэту жизни. Его произведения воспитывали гражданские чувства греков, живших в эпоху решающих битв с персами, и вместе с тем доставляли им огромное эстетическое наслаждение. Это объясняется тем, что для выражения идейной сущности своих произведений Эсхил нашел и новую художественную форму. Драматург ввел второго актера и открыл тем самым возможность более глубокой разработки трагического конфликта и усиления действенной стороны театрального представления. Его самые известные пьесы: «Хоэфоры», «Персы», «Прометей прикованный» и другие.
Еврипид родился в 480 гг. до н.э. в Саламине и умер в 406 гг. до н.э. Его самые известные пьесы: «Медея», «Вакханки», «Ипполит» и другие.
Софокл родился в 498 гг. до н.э. в Афинах и умер в 406 гг. до н.э. Его самые известные пьесы: «Антигона», «Царь Эдип», «Электра».
Огромное наследие оставила нам античность в области литературы и искусства. Основные роды поэзии — эпос, лирика и драма — возникли на почве Греции. Античная архитектура, скульптура и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века. Если обратиться специально к театральному искусству, то известно, что значение античного театра вы¬ ходит далеко за рамки породившего его общества. Некоторые жанры римского театра продолжали жить и в первые столетия средних веков, несмотря на гонения со стороны духовенства и церкви. А когда в эпоху Возрождения ста¬ли создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. И позже западноевропейская драматургия неоднократно обращалась к богатому театральному наследию, оставлен¬ному античностью. Таким образом, античное театральное наследие продолжало жить в европейском театре и много веков спустя после того, как само античное общество пало. Этой жизненностью античного театрального наследия объясняется то обстоятельство, что очень многие слова, относящиеся к театральному искусству, взяты из греческого или латинского языка. Слова: театр, сцена, , драма, трагедия, ко¬медия, пролог, хор, оркестр, монолог, диалог, мимика — греческого проис¬хождения, актер, акт, сатира, опера — латинского. Во времена своего расцвета антич¬ный театр, греческий и римский, был подлинно народным театром. В дни определенных праздников этот театр в Афинах собирал все свободное население города. И особенно велика была политическая и культурная роль греческого театра в V в. до н. э. Театр был настоящей школой для афинских граждан. Не отгораживаясь от жизни, он поднимал все вопросы, волновавшие афинское общество: религия, философия, литература, политическое устройство, воспитание детей, положение женщины—все это находило отклик у афинских драматургов. Хотя греческая трагедия и заимствовала свои сюжеты из мифологии, она отражала современную ей жизнь демократических Афин V в. до н. э., активно вмешивалась в эту жизнь, старалась ее перестроить в соответствии с общественно-политическими, религиозными и нравственными воззрениями того или иного драматурга. Несмотря на всю ограниченность афинской рабовладельческой демократии V в. до н. э., отстранявшей от политической жизни не только рабов, но и всех свободных женщин, она создавала для афинского гражданина необходимые условия, чтобы принимать участие в управлении государством и широко пользоваться духовными ценностями, выработанными предыдущим развитием куль¬ туры. Театр поставил свое искусство на службу общества. Все большие идеи, волновавшие людей того времени, находили свое отражение в театре. Они облекались в совершенную художественную форму и раскрывались через показ больших человеческих характеров и страстей. В центре внимания античной трагедии был человек со всем богатством его интеллектуальной жизни.лету:

Группа продуктов проекта: 
Прикрепленные файлы: