Рецензия на проектную работу
Алейниковой Е.А. «Мониторинг экологического состояния окружающей среды
Преображенского района г. Москвы»
Тема проекта актуальна по двум причинам:
1 – одной важных проблем в нашей стране является проблема охраны окружающей среды и переход современного человечества к устойчивому развитию;
2 – в гимназии в старшей школе создана система учебно-исследовательской деятельности учащихся, а в основной школе для такой деятельности фактически нет места, т.о., проекты – один из вариантов устранения этого дефицита, т.к. нужно необходимо предоставлять учащимся возможности для в определении собственной образовательной перспективы.
Продуктом данного проекта является отчет, выполненный в формате … как минимум дипломной работы гимназиста. Структура отчета следующая: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения. Как и полагается в научной работе, во введении обоснована актуальность проблемы загрязнения окружающей среды, определена цель и задачи. В первой главе описывается метод, который выбран для исследования. Во второй главе представлены результаты - анализ листьев березы повислой и тополя. Оценивается влияние антропогенного фактора на асимметрию листьев березы повислой. Приводится составленная карта показателей асимметричности листьев березы повислой для выбранного района, в котором проводилось исследование. В третьей главе представлена оценка метода в случае индификатора асимметрии тополя. В заключении приводятся основные полученные выводы. Приложение представляет собой многочисленные данные измерений и их подсчеты по точкам наблюдений.
К положительным сторонам данной работы относится высоконаучное и при этом очень понятное неспециалисту в этой области описание результатов исследования, грамотное оформление научной работы (ссылки на литературу, иллюстративный материал, список литературы).
Практическая значимость заключается в том, что метод оценки асимметрии билатеральных организмов, который использован в проектной работе, фактически адаптирован для использования его гимназистами при проведении экологических наблюдений (например, в рамках летнего практикума).
Два принципиальных замечания по работе:
• В теме проекта обозначен термин «мониторинг», но при этом в работе нет определения данного термина, нет и представления автора проекта об этой процедуре. Данную работу сложно назвать мониторингом, т.к проведен лишь разовый замер. Мониторинг же предполагает лонгитюдное наблюдение, измерение и формулировка на основе выводов про состояние объекта с целью моделирования, прогнозирования и принятия соответствующего решения. На данном этапе работы, на мой взгляд, нужно изменить название работы. В обозначенном варианте – это тема для реферата и м.б. дипломной работы.
• У любого проекта есть продукт, который можно использовать в учебном процессе. У данного проекта такого продукта нет. Чтобы результаты данного проекта использовался, например, учителями биологии, нужно очень кратко (в формате практической работы) описать методику оценки асимметрии листьев березы повислой.
Проектную работу рекомендуется представить на XXV Открытой московской естественнонаучной конференции школьников «ПОТЕНЦИАЛ» (до 11 января 2016 года идет регистрация; см сайт лицея 1502).
Рекомендуемая отметка за проектную работу при устранении вышеобозначенных замечаний – «отлично».
К.п.н., учитель химии Шипарева Г.А.
|
Комментарии
Работа над проектом ведётся. Замечание - цель проекта сформулирована неверно. Допуск у защите темы после консультации
16 ноября
Алена не приходила ни разу на консультацию. Я не видела ни одного результата работы. Состояние проекта крайне тревожное
8 декабря. Обсудили результаты работы. Отчет написан. Работа сделана грамотно, на хорошем уровне, все замечания учтены. Нужна небольшая доработка статьи и осмысление результатов.