NIHramcova

Экспертное заключение (рецензия) о "Книга-дочь языка."

Проект "Книга - дочь языка" посвящен столь важному явлению в мировой культуре, как книга, истории развития книжного дела и различным предшественникам того, что мы привыкли называть книгой. Выбранная проектной группой тема представляется весьма интересной и особенно актуальной именно сейчас, потому что мы живем в эпоху революционной смены носителей информации. На смену традиционной бумажной книге, которая на протяжении нескольких веков оставалась чуть ли не главным символом культуры, сейчас приходят тексты в электронном формате на электронных носителях - а это настоящая революция. Очевидно, что подобные перемены повлекут за собой коренные изменения в строении мирового культурного поля в принципе - просто мы пока еще не до конца можем предсказать какие, хотя современные ученые и мыслители активно высказывают гипотезы по этому поводу. На фоне вышесказанного выбор темы данной проектной группы представляется прямо-таки остро злободневной. Проектанты в аннотации своего проекта как раз и указывают на актуальность этой проблемы, а также связывают ее с другой острейшей проблемой современности - утратой интереса к чтению современным человеком.
Цель проекта, как указано в аннотации, - "проследить историю развития книги и книжного дела, познакомить с ней своих одноклассников и гимназистов и привлечь внимание к проблеме снижения интереса к чтению в современном мире и подчеркнуть важность чтения книг". Для достижения данной цели участники проектной группы создали три продукта: выставку "Эволюция книги", расположенную в стеллаже на 3-м этаже гимназии, и два урока в 5-м и 6-м классах в рамках программы по литературе и истории. Для проведения уроков были разработаны методические материалы - планы уроков, выполненные в соответствии с требованиями оформления методических разработок, раздаточные материалы для работы учеников на уроке, позволяющие потом провести мониторинг и оценить степень понимания и усвоения материала учащимися. Представленные проектантами продукты очень высокого качества и действительно помогают познакомить учеников гимназии с эволюцией книги как материального носителя текста, привлечь их внимание интересными фактами и деталям из истории книжного дела к самым разным видам книг, заострить внимание учеников на проблемах, связанных с переходом от книги бумажной к электронным ее вариантам, и вообще пробудить интерес к вопросу о роли материального носителя текста в культуре. В этом и состоит практическая ценность данного проекта.
Особенно хотелось бы похвалить проектную группу за выставку "Эволюция книги": она действительно интересная и приковывает внимание, структура ее внятная; несмотря на небольшие размеры стеллажа, выставка очень содержательна. Один из проведенных уроков рецензенту удалось наблюдать вживую, и можно утверждать, что содержание его, вне всякого сомнения, представляет педагогическую ценность, так как в рамках программы по литературе, равно как и по истории и МХК, эта тема представляется в высшей степени важной и нужной, а урок спланирован грматоно, информативен и позволяет затронуть самые сложные и важные проблемы, связанные с функционированием книги в культуре.
На наш взгляд, заявленная цель в результате работы проектной группы была достигнута. Правда, оценить, в какой степени она была достигнута, рецензенту представляется сложным, так как результаты тестов и опросов, которые, по заявлению проектантов, должны служить критерием оценки качества продукта, в портфолио не выложены. Также хотелось бы высказать сомнения в том, что выбранное для данного проекта название удачно отражает его суть - в предложенных участниками группы продуктах и аннотации нигде речь не идет о языке и о связи книги с языком. Акцент все же сделан на книге как материальном объекте и на истории этого материального объекта. Название выставки - "Эволюция книги" - намного лучше отражает содержание проекта.
Несмотря на эти недостатки работа выполнена на очень высоком уровне и заслуживает самой высокой оценки.
Храмцова Наталья Игоревна

Отзыв (заключение) о проекте: 
Тип отзыва (заключения) о проекте: 
Экспертное заключение (рецензия)