Экспертная оценка
продукта проекта ученицы 7а класса Затонской Варвары
«Девиантное поведение подростков средней школы»
В начале своей работы Варвара четко обозначила (к сожалению, с использованием некорректного термина) проблему, решаемую в проекте: «В подростковом возрасте многие испытывают психологические, социальные и коммуникабельные проблемы (по разным причинам), нерешенность которых ведет к отклонению от норм поведения». После такой формулировки ожидалось, что автор начнет работу с изучения, какие психологические, социальные и коммуникативные проблемы могут приводить к девиациям. Этого не последовало. Не смотря на то, что это же подразумевалось и в начале формулировки цели: «Выделить основные проблемы подростков…».
Цель проекта: «Выделить основные проблемы подростков и типажи девиантного поведения, дать варианты, как избежать печальных последствий, помочь подросткам научиться жить с проявлениями девиантного поведения».
Следует отметить, что цель сформулирована объемно и разнонаправленно (выявление причин, типизация, профилактика, совладание), амбициозно (автор предполагает выделить основные проблемы подростков, чувствуя себя первооткрывателем в этой теме), эмоционально («избежать печальных последствий»). В аннотации автор также собирается рассмотреть проявления девиантного поведения. Наряду с высокими амбициями в теоретическом плане автор приравнивает себя к опытному специалисту и в практическом, намереваясь «делать выводы из своих собственных наблюдений за учениками гимназии».
Продуктами проекта заявлены лекция для учащихся младших классов и буклет «Как не утонуть в своих проблемах», сразу сужающий тему до рекомендаций подросткам по преодолению их возможных проблем, провоцирующих девиантное поведение.
Материалы лекции и отчет о ее проведении на экспертизу не предоставлены.
Буклет в твердом переплете оформлен иллюстрациями автора. Содержание буклета в общих чертах соответствует заявленной в названии проекта теме. Есть несколько замечаний:
- в издании нет ни одной ссылки на научные и/или научно-популярные источники и списка использованной литературы, что нарушает политику академической честности. Здесь следует упомянуть, что подготовка небольшого по содержанию буклета требует большой предварительной работы по набору информации, ее систематизации и отбору;
- в тексте есть ошибки и неоконченные фразы;
- замечательные по исполнению рисунки Варвары не отвечают требованиям психологической безопасности, ярко демонстрируя примеры девиантного поведения в самых симпатичных вариантах, то есть потенциально являясь провокаторами симпатии к такому поведению;
- как уже отмечалось, при общем соответствии содержания буклета теме, оно неполное, а иногда и неточное. Классификаций девиантного поведения несколько по разным основаниям, поэтому автор не упоминает о нескольких важных видах девиантного поведения. Не все девиантное поведение негативно окрашено. Рекомендации по профилактике или исправлению девиантного поведения слишком общие, не учитывающие психологические особенности подростков и возможности школы, а также не обращены к целевой аудитории: отдельные рекомендации для самих подростков, их друзей, учителей, кураторов и родителей. Все эти особенности информации в буклете снижают его информативность и практическую значимость.
Так как автор еще в следующем году будет выполнять учебный проект, надеюсь на учет опыта этого года. Проект при исправлении основных замечаний может претендовать на оценку «хорошо».
Итак:
1. Полнота реализации проектного замысла - 5
2. Пояснительная записка - 2
3. Значимость - 3
4. Эксплуатационные качества - 5
5. Транслируемость - 5
6. Инновационность - 2
Смирнова О.М.
|