AENikiforova

Текст к уроку 21.12

Творчество Арсения Тарковского - значительное, но малоизученное явление русской литературы XX века. На сегодняшний день опубликовано три книги о поэте. Все они биографические и содержат воспоминания о поэте или повествуют о жизни семьи Тарковских. Биография поэта изучена достаточно хорошо, а вот серьезных литературоведческих работ о Тарковском совсем немного.

Творческий путь Арсения Тарковского охватывает собой почти шестьдесят лет: от первых дошедших до нас стихотворений 1926 года, до 1980-х. Возникает вопрос об определении места поэта в литературном процессе XX века. Традиционно творчество Тарковского относят к «поэзии 60 - 70-х годов», поскольку именно в это время впервые вышли в свет его основные книги. Анализ поэзии Тарковского позволяет назвать его одним из последних поэтов Серебряного века, продолжателем традиций Серебряного века в послеоктябрьскую эпоху.

Он был одним из тех, кто продолжал хранить «зажженный свет» Серебряного века, но оставаясь для большинства читателей только переводчиком восточной поэзии. «Для чего я лучшие годы продал за чужие слова?» - горестно писал Тарковский в стихотворении «Переводчик».

Как утверждает одна из исследовательниц творчества Арсения Тарковского, его поэзию «все еще можно назвать непрочитанной страницей русской литературы ХХ века. Об этом говорят и многие другие исследователи. В чем же причина такого положения дел? Видимо, в том, что долгие годы Арсений Тарковский не был избалован вниманием официальной критики – вплоть до 80-х годов. С другой стороны, его творческий мир так неиссякаем, что написанные за эти годы диссертации и статьи не дали полного представления о поэзии Тарковского. Поэтому для исследователей в стихах Тарковского огромное поле для поисков и находок.

Тайна слова, как и тайна преображения, в поэзии Тарковского может раскрываться в опыте творчества, в опыте страдания и смерти, в опыте любви. Человек может произнести настоящее слово, когда он царь, пророк или священник в одном лице.

Поэта, прежде всего, интересует сознание человека. Стихи Тарковского рождены суровым временем вынужденного упрощения духовной жизни. Он ищет пути возвышения человека. Поэт отражает реальность, осторожно касаясь её, так как не принимает небытие, укоренившееся в социуме.

Все его творчество строится как диалог с близкими по духу поэтами - диалог сквозь разделяющее их пространство и время.

Ощущение утраты корней порой лишают лирического героя стихов Тарковского жизненных сил, но его спасает память и вера в непреходящие ценности бытия.

К открытию в себе человека «внутреннего», особенность символики, отвлечённое понимание истории позволяют признать наличие связи поэзии Тарковского с поэтами-символистами.

Поэт принадлежит уже иной эпохе. Пространство его художественного мира включает в себя величие космической гармонии, всю ноосферу как единство природы и разума. В поэзии Тарковского присутствует взгляд с Земли в космос и из космоса на Землю, так возникает образ сферы и образ человека, держащего эту сферу, то есть земной шар, в своих руках.

Подобное мироощущение включает в себя восхищение величием, красотой мира и чувство глубокого драматизма бытия. Стремясь к гармонии, поэт соединяет в своём творчестве пантеистическую органику с поиском Бога.

Тарковский родился в 1907 году, когда Серебряный век был в самом расцвете, и атмосфера этой творческой эпохи окружала его с раннего детства. Будучи шестилетним мальчиком, Арсений Тарковский со своим отцом посещал поэтические вечера К. Бальмонта, Ф. Сологуба, И. Северянина, приезжавших в его родной город Елисаветград.

Сам поэт так вспоминал о своих ранних творениях: «Тогда я был подражателем Сологуба, Северянина, Хлебникова, Крученых и, верно, еще кого-нибудь сразу. Писал я стихи такие чудовищные, что и теперь не могу вспомнить их без чувства мучительного стыда, хоть мне и жаль, что я сжег те стихи».

В восемнадцать лет Тарковский приехал в Москву с тетрадкой стихов и поступил на Высшие Государственные литературные курсы при Всероссийском Союзе поэтов.

В 1926 году Тарковский побывал в Ленинграде, где встретился с Ф. Сологубом. Прочел ему свои стихи и услышал в ответ примерно следующее: «У вас плохие стихи, молодой человек, но не теряйте надежды, пишите, возможно, у вас что-нибудь и получится». В 1931 году Тарковский встретился с Осипом Мандельштамом и прочел ему несколько своих стихотворений, о которых Мандельштам, отозвался примерно так: «Разделим землю на две части, в одной половине будете вы, в другой останусь я».

Арсений Тарковский начинал свою поэтическую деятельность в конце двадцатых годов. Становление его личности проходило в годы глубоких социальных потрясений, которые коснулись и его семьи. С детства ему прививали любовь к музыке, поэзии, философии. Он посещал с отцом поэтические вечера Ф. Сологуба, К. Бальмонта, И. Северянина. Непосредственное общение с поэтами большой культурной традиции: Ф. Сологубом, Г. Шенгели, О. Мандельштамом, М. Цветаевой, А. Ахматовой - оказало большое влияние на его творчество.

Однако и в годы «невидимости» для критики, Арсений Тарковский был высоко ценим в кругах литераторов и любителей поэзии. Так, сама Анна Ахматова в рецензии на первый сборник стихов поэта, вышедший в 1962 году, предсказала: «Этот новый голос в русской поэзии будет звучать долго. Огромные пласты работы чувствуются в стихах книги "Перед снегом". Чувствуется, что поэт прошел через более или менее сильные воздействия предшественников и современников. О стихах Тарковского будут много думать и много писать». Стоит отметить, что рецензия Ахматовой была опубликована через много лет после написания сборника.

Только в 90-е годы появись исследования, посвященные и биографии, и творчеству поэта. Да и полноценные публикации стихов Тарковского в должном объеме относятся лишь к началу 90-х годов ХХ века. Большая работа была проделана исследователями, при подготовке первого собрания сочинений Тарковского. Работы Арсения Александровича появляются за рубежом, например в Италии и Польше. Вместе с тем, как отмечает исследователь, «Поэзия Арсения Тарковского пока не включена ни в школьные, ни вузовские программы по литературе даже на правах обзорной темы… Количество исследовательских работ по творчеству Тарковского относительно невелико».

Осенью 1940 года Тарковский познакомился с М. Цветаевой. Молодому поэту была дарована последняя ее привязанность. А последнее произведение Цветаевой («Все повторяю первый

стих.»), написанное в 1941 году, за несколько месяцев до ее гибели, было откликом на стихотворение Тарковского «Стол накрыт на шестерых». Эпиграфом к своему произведению Цветаева взяла первую строку стихотворения Тарковского, слегка изменив ее: «Я стол накрыл на шестерых». Здесь звучит прямое обращение к молодому поэту:

«Никто: не брат, не сын, не муж, Не друг - и все же укоряю: - Ты, стол накрывший на шесть душ, Меня не посадивший с краю.»

Тарковский вспоминал: «Стихотворение Марины появилось уже после ее смерти, кажется, в 1941 году, в «Неве». Для меня это был как голос из гроба».

В 1946 году Тарковский познакомился с Анной Ахматовой. Их дружба продолжалась двадцать лет, вплоть до самой смерти Анны Андреевны. Ахматова высоко ценила стихи Тарковского и видела в нем поэта своего, «серебряного» поколения. Сам Тарковский в письмах к Ахматовой называл себя ее «поздним учеником». И когда Ахматовой не стало, современники действительно восприняли Тарковского как поэтического наследника «серебряных» поэтов, в частности — преемника Анны Ахматовой.

На это свое двойное существование указывает сам Тарковский в стихотворении «Рукопись», посвященном Анной Ахматовой: «Я тот, кто жил во времена мои, но не был мной.» - ведь истинное лицо Тарковского долгие годы было скрыто от читателей. И далее он продолжает: «Я младший из семьи / Людей и птиц, я пел со всеми вместе», заявляя о «корневых связях» своего творчества с поэтической традицией предшественников. Об этом свидетельствует и посвящение Анны Ахматовой.

На переломе двух исторических эпох «серебряные» поэты стремились соединить распавшуюся «связь времен», сохранить преемственность культурной традиции. Все поэтическое творчество Тарковского было направлено на решение этой нелегкой задачи.

Поэзия Тарковского отражает восприятие мира той части послереволюционного поколения, которая не оборвала культурные связи с прошлым, попыталось соединить представление о вечных ценностях бытия с новой действительностью. «Стихи Тарковского - это как бы живой мост через время, соединяющий нас с нашей полузабытой культурой».

К концу 30-х годов определился круг тем, к которым Тарковский будет обращаться на протяжении всей жизни. Основная тема - судьба человека в современном мире. Поэт связал воедино две большие темы: драматизм личной судьбы отдельного человека и величие общечеловеческой судьбы. Он считал, что «бессмертное дело искусства - осмысление жизненного подвига человека». Тарковский по-новому пытался осмыслить вечные философские проблемы жизни и смерти, свободы, взаимоотношения человека и природы.

Оригинальные произведения поэта передавали духовные переживания человека, утверждающего человеческие ценности в изменившемся мире, тогда как жизнь 30-х годов в советской литературе имела в основном социальную направленность, преобладала романтика труда, активная общественная личность. Этим объясняется тот факт, что до войны и во время войны не вышло ни одного сборника произведений поэта, хотя, как можем заключить, стихотворения, созданные им к этому времени, были оригинальны по форме и по содержанию.

Стихотворения Тарковского, написанные в довоенные и военные годы, должны были войти в сборник под названием «Гостья - звезда». Но сборник, подготовленный к публикации в 1946 году,

не появился в печати. Главный редактор издательства «Советский писатель» приостановил выход книги, опасаясь за судьбу поэта, творчество которого не соответствовало идеологическим требованиям, предъявляемым литературе.

После этого поэт долго не публиковал свои произведения. Известно, что в 1954 году Арсений Тарковский присылал рукописи в журнал «Знамя», так как в фонде редакции журнала сохранилась рецензия на его стихи, отмечавшей, что произведения поэта написаны «для внутреннего употребления», они не отражают современность: «Арсений Тарковский - признанный поэт-переводчик, его версификаторскому мастерству нельзя не отдать должное. Но от оригинальных стихов поэта требуется иная сила и самобытность, страсть современника больших событий. Именно этой-то живой силы и нет в присланных стихах».

Поэт переживал свою оторванность от читателя. Не умея писать «на злобу дня», он видел глубже многих своих современников, понимал происходящее как кризис культуры. Из воспоминаний окружающих его людей предстаёт трогательный образ человека, стремящегося сохранить вокруг себя атмосферу простоты, искренности. Единство слова и поступка, духовная глубина и благородство - отличительная черта Тарковского как поэта и человека.

Во время «оттепели» в 1962 году вышел первый сборник Тарковского «Перед снегом».

Выход первой книги поэта Ахматова приветствовала телеграммой. Она же написала рецензию на этот сборник, которая была опубликована только после ее смерти в 1976 году, в альманахе «День поэзии». Ахматова оценивала Тарковского как «первоклассного» поэта: «Из современных поэтов, один Тарковский до конца свой, до конца самостоятельный, "автономный". У него есть важнейшее свойство поэта - я бы сказала - первородство».

Было выпущено еще 7 сборников поэта: «Вестник» (1969, в этот сборник вошли стихи из неопубликованной книги «Гостья - звезда»), «Стихотворения» (1974), «Зимний день» (1980), «Избранное» (1982), «Стихи разных лет» (1983), «Быть самим собой» (1987).

Кроме произведений, переводных и оригинальных, известны также ряд статей, выступлений, интервью с поэтом, в которых он излагает взгляды на искусство, на свое творчество. В этом отношении Тарковский продолжает традиции больших поэтов Серебряного века, для которых было характерно прозаическое изложение особенностей своего художественного взгляда на мир и на творчество в целом.

Попытка критиков вписать творчество поэта в современный ему литературный процесс не увенчалась успехом. Это связано с тем, что истоки творчества Тарковского необходимо искать в поэзии Серебряного века. Образы, темы поэта несут в себе слишком высокую степень обобщений, чтобы говорить о связи творчества Тарковского только с литературой послереволюционного времени.

В результате проведённого исследования эксперты пришли к выводу, что лирика Арсения Тарковского продолжает традиции поэзии Серебряного века и в то же время трансформирует их. Стремясь отразить полный драматизма путь человека XX века, поэт не может миновать художественно-эстетический опыт символизма. Чувство величия Вселенной, единство человека и природы неразрывно связано в поэзии Тарковского с идеей поиска внутреннего Бога.

Группа продуктов проекта: