NIHramcova

Экспертное заключение (рецензия) о "Образы Рафаэля в искусстве и его влияние на литературу"

Проект Морозовой Марии называется «Образы Рафаэля в искусстве и его влияние на литературу». Изначально проект был задуман как состоящий из двух частей: первая часть, насколько мне удалось понять по портфолио, должна была быть посвящена живописным образам Рафаэля и влиянию этого художника на живопись более поздних эпох; вторая часть — как раз та, которую создавала Мария, — посвящена проблеме влияния творчества Рафаэля на русскую литературу. К сожалению, первая часть проекта еще не завершена, в портфолио никаких ее следов нет, и возможно, ее отсутствие не позволяет понять замысел участниц проекта до конца.
Выбранная участницами проектной группы тема кажется мне весьма любопытной и непростой. Мне, как преподавателю литературы, истории искусства и культуры, очень интересны всевозможные связи и влияния внутри мирового культурного пространства и искусства. Интерес девушек к столь непростым научным проблемам можно только поощрить. С другой стороны, они избрали в качестве главного объекта для своей проектной работы одного из известнейших в мировой живописи художников, всемирно признанного гения эпохи Возрождения — Рафаэля. С учетом того, что продуктом проекта является занятие для школьников, это удачный выбор, так как он позволяет говорить о сложных процессах в искусстве на более или менее всем знакомом материале.
Цель проекта, как можно прочитать в портфолио на сайте, — «показать, как творчество Рафаэля в эпоху Возрождения повлияло на современную литературу и искусство». Однако я бы скорректировала название с учетом того, что я увидела в сценарии урока — Мария создала урок о Рафаэле и русских писателях XIX века. Таким образом, заявленная «современная литература» — это слишком широкая формулировка и ожидания от такого названия не оправдываются при знакомстве с продуктом.
Также вызывает у меня недоумение и формулировка «влияние на литературу», так как в сценарии урока я увидела информацию об отношении русских писателей XIX века к творчеству Рафаэля, но не увидела ни единой цитаты из литературных произведений. Судя по сценарию, работа с художественными текстами на уроке не предполагается, а значит, и говорить о влиянии на литературу невозможно, так как это влияние не было ни разу продемонстрировано. Если Достоевскому, к примеру, безумно нравятся картины Рафаэля, это вовсе не значит, что его картины как-то повлияли на творчество самого Достоевского.
Ну и наконец, довольно странно, что в материалах к уроку по творчеству художника, нет ни одной картины этого художника. Ответа на вопрос «Почему образы Рафаэля вдохновляли многих писателей и художников на создание новых шедевров?», заявленный в портфолио, я в сценарии урока также не нашла. Выводом в конце урока звучат общие слова о том, что «мы можем сделать вывод, что русская культура, в частности русская литература многим обязана этому итальянскому гению».
На данный момент, на мой взгляд, проект (по крайней мере, то, что мне удалось увидеть, так как самого занятия я не видела и никакой рефлексии по проведенному занятию и оценки его эффективности тоже) представляет собой скорее ряд набросков по теме, но не завершенный и успешный продукт.
Храмцова Н.И., преподаватель литературы и МХК

Тип отзыва (заключения) о проекте: 
Экспертное заключение (рецензия)